Предметно - развивающая среда:
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении-правильная организация предметно-развивающей среды. поэтому мы создавая развивающую среду стараемся оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих группу.это прежде всего возраст, интересы склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть.Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС.
При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.
Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.
Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.
Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
Учебная зона
(расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей
|
Центр творчества «Творческая гостиная»
|
- Формировать творческий потенциал детей
- Формировать эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческое способности, самостоятельность, активность.
- Развивать интерес к изодеятельности, искусству.
|
В центре творчества «Юный художник» имеется широкий спектр изобразительный материалов
- белая бумага, разного формата и фактуры
- цветной картон,
- восковые мелки,
- карандаши,
- гуашь, акварель
- Ножницы
- Палитры
- Формы для лепки
- Карандаши
- Фломастеры
- кисти разного диаметра,
- самоклеющаясябумага
- трафареты,
- образцы для рисования
- пластилин, доски, стеки
- предметы искусства,
- бросовый и природный материал для художественного труда.
- Дидактический материал из серии «Искусство детям»
- Настольно-печатные игры
- Схемы смешивания красок
- Картины известных художников
- Образцы изделий декоративно -прикладного искусства
- Раскраски по темам
|
Центр книги
«В гостях у книжки»
|
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
- Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
- Развивать у детей чувство юмора.
- Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
- Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
- Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
- Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
|
В данном центре представлены:
- книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества,
- загадки.
- портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц•
- Портреты писателей и поэтов
- Сюжетные картинки
- Схемы для заучивания стихотворений
- Схемы для пересказа произведений
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Мнемотаблицы
- любимые книги детей (книги по интересам);
- сезонная литература;
- тематические альбомы;
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки
- -магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)
|
Центр сенсомоторного развития
«Шнурочек»
|
- Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.
- Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
- Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.
- Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).
- Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
|
- Шнуровки,
- замочки,
- застегивание пуговиц,
- мозаики,
- кубики,
- конструкторы,
- настолько-печатные игры,
|
Центр музыкального развития
«Веселый сверчок»
|
- Способствовать формированию интереса к музыке.
- Знакомить с музыкальными инструментами.
- Учить играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.
|
- В центре музыки имеется: достаточное количество дидактического демонстрационного и раздаточного материала для музыкального развития дошкольников.
- Детские музыкальные инструменты: металлофон, трещотки, ложки, бубен большой, дудочка колокольчики, бубны, барабаны, погремушки.,
- Пособия: портреты композиторов,
- Игрушки: мягкие, пластмассовые, резиновые,
- Иллюстрации,
- Цветные флажки, цветы искусственные.
- Инструменты для организации самостоятельногомузицирования детей, изготовленные руками родителей,
- элементы костюмов, атрибуты к музыкально – дидактическим играм.
|
Центр патриотизма
|
- Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
|
В центре патриотизма представлены
• Фото книги по городам России
• Карта России
• Глобус
• Маршрут- карта города.
• Презентации, виртуальные экскурсии «Города России», «Город в котором я живу»
• Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России», «Волшебный Петербург», «Наш город»
• Пазлы
• Конструкторы
• Книги по истории города, Росии.
|
Центр математики «Юный гений»
|
- Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
|
В центе математики для умственного развития имеется:
- Раздаточный и счетный материал,
- геометрические фигуры,
- занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур
|
Центр природы и экспериментирования
|
- Ознакомление с природой и природными явлениями.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
- Формирование элементарных экологических представлений.
- Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
- Воспитание умения правильно вести себя в природе.
- Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
|
В центе природы находятся:
- Календарь природы
- Картотека прогулок, опытов экспериментирования.
- Настольно-печатные игры по экологии (Ботаническое лото, лото растений и животных, Во саду ли в огороде, Времена года)
- Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)•
- Пазлы
- Природным материалом,
- Сыпучими материалами,
- Емкостями разной вместимости,
- Комнатными растениями,
- Песочными часами,
- Лейками, опрыскивателями.
- Макет аквариума
- Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации)
|
Центр песка и воды
|
- стимулировать желание ребёнка узнавать что-то новое и расширять кругозор детей, экспериментировать и работать самостоятельно (знакомство с основными свойствами воды, песка) ;
- развивать тактильную чувствительность;
- расширять и обогащать словарь детей;
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) ;
- способствовать физическому развитию ребёнка: развивать мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию;
- развивать предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
- снимать психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей;
- знакомить со свойствами различных предметов и материалов;
- закреплять элементарные представления о форме, величине, цвете предметов.
|
- Ванночки, контейнеры
- Очищенный песок (можно его прокалить в духовом шкафу или на сковороде)
- Вода с температурой не ниже комнатной.
- Коллекция бросового материала (мелкие игрушки, природный материал,
- различные средства, позволяющие изменить цвет и консистенцию песка)
- Картотеки игр с песком и водой.
|
Центр речевого развития
«АБВГДейка»
|
- Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
- Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
- Помогать осваивать формы речевого этикета.
- Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
- Приучать детей к самостоятельности суждений.
|
В группе имеются уголок художественно-речевого развития, , где собраны:
- игры по развитию речи дошкольников,
- пособия для игр по ТРИЗ
- игры способствующие повышению качества речевого развития дошкольников, развитию их творческих способностей
- картотеки
|
Центр физического развития
«Здоровячок»
|
- Продолжать работу по укреплению здоровья:
- закаливать организм,
- совершенствовать основные движения,
- формировать правильную осанку,
- воспитывать гигиенические привычки.
- Поддерживать интерес к разным видам спорта.
- Развивать двигательную активность детей. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
|
В центе физического развития находятся
- Мячи большие, средние, маленькие
- Обручи
- Флажки
- Мешочки для метания
- Скакалки
- Кегли
- Городок
- Дорожки здоровья
- Гантели
- Нестандартное оборудование
- Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
|
Игровая зона
(Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью.В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком).
|
Центре строительно-конструктивных игр
«Строим сами»
|
- Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).
- Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.
- Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома
|
В данном центре находятся
- строительные наборы
- Фигуры животных
- Конструктор разных размеров и форм и материалов
- Схемы построек
- Мозаики разных форм и размеров
- Бумага для оригами
- Природный материал
|
Центр искусства
|
- Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.
- Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.
- Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
- Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
- Воспитывать любовь к театру.
- Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).
- Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.
- Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.
|
Центр искусства находится рядом с минибиблиотекой и совмещен с уголком ряженья.Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки.
Для этого в группе имеются:
- Кукольный театр
- Настольный театр
- Пальчиковый театр
- Театр с игрушками Бибабо
- Театр картинок
- Маски персонажей и костюмы
- Декорации и ширма
- Картотеки театрализованных игр
|
Центр игры
«Мы играем»
|
- развитие игрового опыта каждого ребенка;
- воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила;
- развитие творческого воображения, фантазии;
- закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
|
Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр:
- «Почта»,
- «Магазин»
- « Больница»,
- «Парикмахерская»,
- «Семья».
|
Центр безопасного поведения
|
- Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
- Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
- Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
- Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
-
|
Здесь находятся:
- переносной макет улицы,
- различного размера и назначения машины,
- светофор,
- полицейский жезл
- фуражка,
- д/и по ПДД
|
Бытовая зона
|
Центр дежурства
|
- Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.
- Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
- Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда
|
В центе дежурства находятся:
- Фартуки и колпаки для дежурства
- Фотографии детей
- Стенд «Я дежурю»
|
Зона отдыха и эмоциональной разгрузки
|
Центр отдыха и эмоциональной разгрузки «Мой мирок»
|
- Создание условий для снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения.
|
В группе создан уголок уединения и эмоциональной разгрузки: отгороженный ширмой, мягкие игрушки, альбом: «Моя семья».
|
Спальня
|
|
В группе существует уютное место отдыха – это спальня, где находятся:
- кровати для дневного сна детей.
Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.
|
|
Раздевалка
|
|
В раздевалке группы находятся:
- индивидуальные шкафчики для детей.
- информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям,
- доска для детского творчества.
|
|