Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении-правильная организация предметно-развивающей среды. поэтому мы создавая развивающую среду стараемся оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих группу.это прежде всего возраст, интересы склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть.Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС.
При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.
Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.
Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.
Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
Учебная зона
(расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
В данном центре представлены:
книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества,
загадки.
портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц•
Портреты писателей и поэтов
Сюжетные картинки
Схемы для заучивания стихотворений
Схемы для пересказа произведений
Настольно-печатные игры по развитию речи
Мнемотаблицы
любимые книги детей (книги по интересам);
сезонная литература;
тематические альбомы;
книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки
-магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)
Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.
Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).
Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
Шнуровки,
замочки,
застегивание пуговиц,
мозаики,
кубики,
конструкторы,
настолько-печатные игры,
Центр музыкального развития
«Веселый сверчок»
Способствовать формированию интереса к музыке.
Знакомить с музыкальными инструментами.
Учить играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.
В центре музыки имеется: достаточное количество дидактического демонстрационного и раздаточного материала для музыкального развития дошкольников.
Инструменты для организации самостоятельногомузицирования детей, изготовленные руками родителей,
элементы костюмов, атрибуты к музыкально – дидактическим играм.
Центр патриотизма
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
В центре патриотизма представлены
Символика нашей страны
• Фото книги по городам России
• Карта России
• Глобус
• Маршрут- карта города.
• Презентации, виртуальные экскурсии «Города России», «Город в котором я живу»
• Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России», «Волшебный Петербург», «Наш город»
• Пазлы
• Конструкторы
• Книги по истории города, Росии.
Центр математики «Юный гений»
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
В центе математики для умственного развития имеется:
Раздаточный и счетный материал,
геометрические фигуры,
занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур
Центр природы и экспериментирования
Ознакомление с природой и природными явлениями.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Формирование элементарных экологических представлений.
Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Воспитание умения правильно вести себя в природе.
Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
В центе природы находятся:
Календарь природы
Картотека прогулок, опытов экспериментирования.
Настольно-печатные игры по экологии (Ботаническое лото, лото растений и животных, Во саду ли в огороде, Времена года)
Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)•
Пазлы
Природным материалом,
Сыпучими материалами,
Емкостями разной вместимости,
Комнатными растениями,
Песочными часами,
Лейками, опрыскивателями.
Макет аквариума
Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации)
Центр песка и воды
стимулировать желание ребёнка узнавать что-то новое и расширять кругозор детей, экспериментировать и работать самостоятельно (знакомство с основными свойствами воды, песка) ;
развивать тактильную чувствительность;
расширять и обогащать словарь детей;
развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) ;
способствовать физическому развитию ребёнка: развивать мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию;
развивать предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
снимать психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей;
знакомить со свойствами различных предметов и материалов;
закреплять элементарные представления о форме, величине, цвете предметов.
Ванночки, контейнеры
Очищенный песок (можно его прокалить в духовом шкафу или на сковороде)
Вода с температурой не ниже комнатной.
Коллекция бросового материала (мелкие игрушки, природный материал,
различные средства, позволяющие изменить цвет и консистенцию песка)
Картотеки игр с песком и водой.
Центр речевого развития
«АБВГДейка»
Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
В группе имеются уголок художественно-речевого развития, , где собраны:
игры по развитию речи дошкольников,
пособия для игр по ТРИЗ
игры способствующие повышению качества речевого развития дошкольников, развитию их творческих способностей
картотеки
Центр физического развития
«Здоровячок»
Продолжать работу по укреплению здоровья:
закаливать организм,
совершенствовать основные движения,
формировать правильную осанку,
воспитывать гигиенические привычки.
Поддерживать интерес к разным видам спорта.
Развивать двигательную активность детей. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
В центе физического развития находятся
Мячи большие, средние, маленькие
Обручи
Флажки
Мешочки для метания
Скакалки
Кегли
Городок
Дорожки здоровья
Гантели
Нестандартное оборудование
Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
Игровая зона
(Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью.В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком).
Центре строительно-конструктивных игр
«Строим сами»
Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).
Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.
Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома
В данном центре находятся
строительные наборы
Фигуры животных
Конструктор разных размеров и форм и материалов
Схемы построек
Мозаики разных форм и размеров
Бумага для оригами
Природный материал
Центр искусства
Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.
Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.
Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
Воспитывать любовь к театру.
Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).
Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.
Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.
Центр искусства находится рядом с минибиблиотекой и совмещен с уголком ряженья.Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки.
Для этого в группе имеются:
Кукольный театр
Настольный театр
Пальчиковый театр
Театр с игрушками Бибабо
Театр картинок
Маски персонажей и костюмы
Декорации и ширма
Картотеки театрализованных игр
Центр игры
«Мы играем»
развитие игрового опыта каждого ребенка;
воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила;
развитие творческого воображения, фантазии;
закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр:
«Почта»,
«Магазин»
« Больница»,
«Парикмахерская»,
«Семья».
Центр безопасного поведения
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
Здесь находятся:
переносной макет улицы,
различного размера и назначения машины,
светофор,
полицейский жезл
фуражка,
д/и по ПДД
Бытовая зона
Центр дежурства
Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.
Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда
В центе дежурства находятся:
Фартуки и колпаки для дежурства
Фотографии детей
Стенд «Я дежурю»
Зона отдыха и эмоциональной разгрузки
Центр отдыха и эмоциональной разгрузки «Мой мирок»
Создание условий для снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения.
В группе создан уголок уединения и эмоциональной разгрузки: отгороженный ширмой, мягкие игрушки, альбом: «Моя семья».
Спальня
В группе существует уютное место отдыха – это спальня, где находятся:
кровати для дневного сна детей.
Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.
Раздевалка
В раздевалке группы находятся:
индивидуальные шкафчики для детей.
информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям,