Тема: «История создания лампочки»
Цель: Познакомить детей с историей создания электрической лампочки.
Программное содержание:
- Расширить знания об электрической лампочке.
- Расширить знания детей о пользе и опасности электричества.
- Способствовать умению четко и грамотно формулировать свою мысль.
- Развивать интерес к явлениям и предметам окружающего мира словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
- Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.
Словарная работа: Пополнить словарь детей новыми понятиями «лучина», «керосиновая лампа», «свеча», «светец»; применение имен прилагательных к слову огонь.
Материалы и оборудование: Презентация «От костра к электрической лампочке», выставка электрических лампочек, свечей, подсвечников. Экспонаты музея: керосиновая лампа, лучина; а так же методическое пособие «Тоннель».
Предварительная работа:
Познавательная деятельность: игры-путешествие в прошлое посуды, одежды. Рассматривание иллюстраций по теме: «История развития человека», «Славянская изба», «Убранство русской избы» и т.д.
Речевая деятельность: составление коротких рассказов о жизни пещерных людей (жилище, добывание огня, труд пещерных людей); чтение х/л: «Мороз Иванович», «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций.
Театрализованная деятельность: кукольный театр «В гости к дедушке и бабушке, к внучке Аленушке».
Игровая деятельность: д/и «Волшебный сундучок», «Что перепутал художник?»; «Эволюция вещей»; словестные игры : «Раньше и теперь», «Охотники», «Дом».
Изобразительная деятельность: лепка : «Избушка», «Аленушка-русская красавица», рисование: «Печка-Матушка», «Дом для Мороза Ивановича», «Чудо-Масленица», «Сарафан для Аленушки»; аппликация: «Многоэтажный дом», «Очаг для пещерного человека».
Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим предметам в быту и использовании полученных знаний в повседневной жизни.
Методы и приемы:
- игровые: сюрпризный момент (воспитатель приносит волчок), дидактическое упражнение «Какой бывает огонь», сюрпризный момент (приход экскурсовода);
- словесные: беседа, вопросы; разгадывание загадки
- наглядные: показ мультимедийной презентации «История создания лампочки», экспонаты музея: лучина, керосиновая лампа.
- практические: коммуникационное упражнение «Подари тепло своих рук»; физическое упражнение «Тоннель»;Гимнастика для глаз: «Свеча»;игра: «Что? Где? Когда?»
Ход занятия:
Сюрпризный момент- воспитатель приносит волчок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла.
- Что это?
- А для чего он нужен?
- А я знаю интересную игру, которая называется Что? Где? Когда?
- Хотите поиграть? Тогда занимайте места. Сегодня будем командой знатоков.
Организационныймомент – Игра Что? Где? Когда?
Воспитатель: Посмотрите, на столе разложены конверты с заданиями, крутим волчок.
- Внимание черный ящик в студию.
(звучит музыка и помощник воспитателя вносит черный ящик)
- Но для того чтобы узнать что находится в черном ящике нам нужно отгадать загадку.
- Засекаем время. А чем же мы можем засечь время? (Ответы детей)
- Правильно ребята, но сегодня мы будем для этого использовать песочные часы.
Воспитатель загадывает загадку ( читает из конверта)
Разгадывание загадки.
«Дом – стеклянный пузырёк,
А живет в нём огонёк,
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся»
( Лампочка)
Воспитатель: Проверим?
Воспитатель: Молодцы ребята. А как вы думаете, для чего нужна лампочка? (Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, повернуть выключатель и станет вокруг светло.
- А всегда ли это было так? (Ответы детей)
- Ребята, а вы бы хотели узнать, как появилась лампочка?
- А откуда мы можем получить такую информацию? (из книг, спросить у взрослых, посмотреть познавательную передачу, посетить музей). Интересная идея, вот мы сегодня и отправимся в музей. Только музей этот очень необычный и он находится в пещере. Вход в этот музей тоже необычный, нужно пройти по тоннелю.
Методическое пособие «Тоннель» (пролезание по тоннелю в спальню, где детей ждет Ирина Анатольевна – методист музея)
Беседа
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами попали в музей-пещеру. Где нас уже встречает наш экскурсовод Ирина Анатольевна. Давайте с ней поздороваемся.
Ирина Анатольевна: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас в музее света. И я проведу с вами экскурсию по музею. Ребята, посмотрите как тут темно, так же как в пещере древнего человека. В темной пещере было страшно и не уютно.
- Чем же мог осветить свое жилище древний человек? (Ответы детей)
-Правильно ребята, он мог зажечь костер. Давайте и мы зажжем костер, чтобы и в нашей пещере стало тепло и уютно.
-Я предлагаю вам присесть вокруг очага. (Обратить внимание на осанку)
- С появлением костра древнему человеку стало не так страшно и одиноко. На костре можно было приготовить пищу, рассказать малышам интересную историю или поиграть в игру.
Воспитатель:Ирина Анатольевна наши ребята знают одну замечательную игру, хотите поиграть с нами?
Словесная игра: «Какой бывает огонь…» (проводит воспитатель)
Раз, два, три, четыре, пять –
Становитесь в круг играть.
(Дети встают в круг вместе с воспитателем, передают тепло ладоней, подбирают прилагательные к слову огонь)
Экскурсовод:Ребята, но костер был не очень удобен в использовании.
- Почему? (Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки.Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя, его нельзя перенести в другое место) (2 слайд)
- Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать своё жильё с помощью костра было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину (Слайд№3)
- Ребята, а вы как думаете что такое лучина? (Предположение детей)
Экскурсовод: Это самая обыкновенная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали.
Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Под светцем ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, часто происходили пожары. (Ответы детей)(4 слайд)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, удобно ли было освещать помещение с помощью лучины? (Ответы детей) Почему?
Тогда приглашаю вас к следующим экспонатам нашего музея.
(Экскурсовод подводит детей к столу,на которых расположены свечи)
Экскурсовод:Шли годы и человек придумал более удобный предмет для освещения.
- Что это? (Свеча)(3-4 Слайд)
- Ребята, а из чего состоит свеча? (Фитиль, воск и украшения)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а в наше время мы свечами пользуемся? (только на праздники, дни рождения и когда отключат свет)
Экскурсовод: Совершенно верно, а 200 лет назад они горели во дворцах и домах каждый вечер. Из чего только их не делали.
- Ребята, а вы знаете из чего раньше изготавливали свечи? (из пчелиного воска, из бараньего сала, парафина).
Свеча горела, как много лучин сразу. Люди придумали красивые подсвечники, в которые ставили несколько свечей сразу.
- Подумаем, чем хороша свеча? (по сравнению с лучиной дает больше света, ее можно переносить).
- А чем неудобна свеча? (Света не так много, пользоваться ею не безопасно).
- А как вы думаете, чем свеча неудобна для освещения? (Можно обжечься, от нее мало света и может случиться пожар)
Воспитатель: Ирина Анатольевна я знаю, что когда работаешь при свете свечи, могут заболеть глаза, правда? А вот чтобы этого не случилось можно сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Свеча»
(Воспитатель водит свечой в разных направлениях, а дети глазами следят за ней.)
Экскурсовод: Но человек стремился придумать более удобное освещение своего жилища. И однажды он научился из нефти делать керосин и придумал керосиновую лампу. (5 слайд)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где добывают нефть? (В нашем городе)
- Правильно ребята, мы живем с вами в городе, где добывают нефть. Наверно кто- то из ваших родителей тоже принимает участие в добыче нефти.
Экскурсовод:Давайте пройдем к следующим экспонатам.
(Показать детям керосиновую лампу и объяснить принцип ее действия.)
- Скажите, чем керосиновая лампа удобнее свечи? (Ответы детей)
– С керосиновой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки и она была не очень удобна. Такая лампа давала мало света и тоже коптила.
Экскурсовод: Ребята, как вы думаете, удобны ли были керосиновые лампы в использовании дома (в быту)? Почему? (керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно нужно было наливать керосин.Если кто – то нечаянно, опрокидывал лампу керосин разливался и мог случиться пожар).
Экскурсовод:Люди по прежнему искали способы удобного освещения своего жилья. И когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин, придумал электрическую лампочку. (Дети подходят к выставке электрических лампочек). Посмотрите, какие они разные. Лампочка до сих пор освещает наши квартиры и улицы. А для того чтобы лампочка не висела одиноко люди придумали много разных светильников куда поместили лампочки.
- В каких осветительных приборах можно увидеть электрическую лампочку? (На потолке висят люстры и плафоны, на столе – настольная лампа, на стене – бра, на полу – торшер, на улице – фонари.Лампы горят в салонах транспорта и в его фарах). (Бра, люстры, настольные лампы, торшеры)
(8,9, 10 слайд)
Воспитатель: Ирина Анатольевна большое спасибо за интересный рассказ, но нам пора возвращаться в группу. (Дети прощаются и возвращаются сквозь тоннель)
Воспитатель: Какой замечательный музей мы с вами посетили, как много нового узнали. Но наша игра осталась не законченной. Давайте займем наши места знатоков и закончим игру. Крутим волчок, в конвертах итог занятия.
Итог:
- Где мы сегодня были?
- Что нового узнали на занятии?
- Что вам особенно запомнилось на занятии?
- Как нужно обращаться с электричеством?
Хвалим всех и выделяем особенно отличившихся. За тем уходим на перемену.
Перемена:
Игра «Салют»
Цель. Закрепить умение детей группировать предметы.
Игровой материал. Мячи и кубики, корзинки.
Правила игры. На полу лежат кубики и мячи. Дети делятся на 2 команды. У каждой команды своя корзинка. По сигналу участники игры собирают в свою корзину однородные предметы. Победит та команда, которая соберет все, ни разу не нарушив правила. Брать рукой только один предмет. Побеждают, те кто быстрее собрал.)
Игра «Займи свое место»
Игроки команд располагаются за «домиками» При звуке бубна дети бегут по кругу. В это время воспитатель убирает один домик. Игра продолжается пока не останется 1 игрок.
Игра «Веселая метелка»
Дети становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому либо песню спеть, либо загадку загадать, либо стихотворение рассказать.
- Ох и славно мы повеселились. Но как в пословице говорится делу время потехе час. Вот и нас уже ждет Светлана Николаевна.
Продуктивная деятельность – изготовление подсвечников.
(Дети под спокойную музыку выполняют работу)
Воспитатель: Спасибо Светлана Николаевна что помогли нам изготовить такие чудесные подсвечники. Выставка работ.
|