Консультация для воспитателей
«Самоанализ непосредственно образовательной деятельности»
Как известно, лучшее средство для повышения качества работы — это работа над ошибками. Поэтому немаловажной частью проведения занятий является их самооценка педагогом. Воспитателю, да и любому педагогическому работнику, очень сложно оценить свою работу, так как воспитатель в основном является не наблюдателем, а участником педагогического процесса. Для облегчения данной задачи, необходимо обратиться к потребностям ребенка, ведь все занятия, планируемые педагогом, должны удовлетворять потребности ребенка в ходе организованной деятельности. Для оценки реализации аспекта «потребностей» удобно использовать данную схему при анализе, а в последующем и при планировании НОД:
Ребёнок познает мир примерно также, как складывается деятельность человека в целом:
Поэтому воспитателю необходимо так организовывать образовательную деятельность, чтобы ребенок исходя из своих потребностей и мотивов (совместно с педагогом) поставил свою цель, выбрал средства, осуществил деятельность и получил результат.
Преимущество использования данной схемы для самоанализа: представление занятия в целостном виде дает больше информации. Тогда как ранее используемые схемы отражают различные аспекты НОД: формы, методы; стиль общения и т.п.
Данная схема позволяет строить логически завершенный анализ НОД, его легко составить как в устной, так и в письменной форме.
Схема самоанализа НОД с вопросами-ориентирами представлена в таблице 1. Данную схему можно использовать для анализа НОД которую организует другой педагог.
Таблица 1
Этап НОД
|
Вопросы-ориентиры
|
Мотивация
|
Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью?
Какие приемы использовал для создания и поддержания положительной мотивации к деятельности?
Удалось ли педагогу поддерживать мотивацию к деятельности (познавательный интерес, активность) на протяжении всей НОД?
|
Постановка цели
|
Была ли четко сформулирована детская цель?
Цель НОД сообщил педагог или дети поставили ее совместно с ним в ходе диалога, обсуждения?
Была ли цель привлекательна для воспитанников?
Дети поняли, что должно стать результатом занятия?
|
Совместная работа по нахождению способов деятельности
|
Как происходил выбор способов деятельности?
Опирался ли педагог на знания и опыт детей?
Была ли предоставлена детям возможность выбрать средства и способы деятельности, партнеров по деятельности?
Какие виды деятельности организовал педагог?
Насколько они соответствовали поставленной цели?
Удалось ли педагогу занять партнерскую позицию по отношению к воспитанникам? Что на это указывало?
Что преобладало на данном этапе НОД: диалог или монолог педагога?
Соответствовала ли организованная развивающая предметно-пространственная среда цели и задачам НОД?
|
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
|
Определил ли педагог в ходе НОД, что могут сделать дети самостоятельно, а что совместно с ним?
Поддерживал ли педагог детей в ходе самостоятельной работы? Каким образом?
Организовал ли педагог развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной работы воспитанников?
Насколько развивающая предметно-пространственная среда способствовала достижению детской цели?
Взаимодействовали ли воспитанники между собой в ходе самостоятельной работы?
Способствовал ли педагог этому взаимодействию?
Создавал ли педагог ситуацию успеха и психологический комфорт в ходе НОД? Что на это указывало?
|
Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов)
|
Каким образом педагог подвел итог НОД?
Насколько целесообразен выбор такой формы рефлексии?
|
|